Пост рок — направление в музыке, знакомое не каждому
Думается, многим и не раз приходилось слышать фразу «Rock Is Dead». Причем большинство групп прилагает максимум усилий, чтобы опровергнуть заложенный в ней смысл, т. е. что рок как был жив, так и по-прежнему существует. Еще в период 60-х гг. начались разговоры о смерти рока, причем здесь в это понятие вкладывался тот смысл, что он стал абсолютно коммерциализованным, потерял истинных рок-героев, лишился былой искренности, с которой ушла и вера в рок. Но фоне возникновения такой ситуации большинство музыкантов решили найти другой саунд с необычным звучанием, композиционные варианты, иную музыкальную энергетику и образ, благодаря чему, собственно, и появился пост-рок.
О сути пост-рока
Смысл понятия «пост-рок» довольно прост: в дословной интерпретации это звучит как «рок после смерти». В практическом виде он сочетает в себе традиционный рок, в котором примешаны электронный саунд, духовые и в то же время отсутствуют гитарные риффы.
Такому направлению как пост-рок присущи необычные ритмические структуры, мелодии и тембры, которые отсутствуют в традиционной рок-музыке, а также множество жанровых реляций, начиная эмбиенсом и электронной музыкой и заканчивая джазом и классической музыкой. Гитары же здесь необходимы, чтобы получить текстуры и тембр, которые заменяют знакомые риффы и аккорды.
Пост рок группы
- Godspeed You! Black Emperor
В момент своего создания данный коллектив был представлен лишь тремя участниками — гитаристами Ефримом Менюком, Майком Мойю и бас-гитаристом Мауро Пецценте, однако впоследствии он приобрел облик группы оркестрового формата, которая насчитывала девять человек, включая клавишные, перкуссию, скрипку. Их композиции отличаются довольно долгим звучанием, содержат яркие нойзовые и психоакустические вставки, что в полной мере соответствует традиционному стилю композиции. Их песни наполнены атмосферой, в которой преобладают нотки постапокалиптической депрессии. Чтобы добиться желаемого звука и интонации, группа постоянно экспериментировала. Большую известность приобрела за счет частого применения визуальных приемов, нашедших отражение в оформлении альбомов, а также видео-проекциях, использовавшихся на концертах.
- Tortoise
Эта группа, пропагандирующая пост-рок, стояла в самом начале данного направления. Появившись в 1990 году, коллективу понадобилось довольно мало времени, чтобы добиться успеха и признания у музыкальных критиков и меломанов. В создаваемых ими композициях присутствовали сложные ритмические рисунки, множество баса, каждый альбом обязательно предусматривал виброфон. В их творчестве одновременно нашли выражение такие жанры, как минимал, техно и джаз, что выглядело необычно.
- Mogwai
Этот коллектив возник в Шотландии, а его название связано то ли с китайским языком, что можно перевести как дух, монстр, то ли с фильмом «Гремлины», поставленным Джо Данте. Последний вариант, скорее всего, и послужил главной причиной, учитывая, что группа неравнодушна к ироничным именам. Так, в их творчестве обращают на себя внимание «I am not Batman» и «I’m Jim Morrison, I’m Dead». Если говорить о стиле песен, то группа делает акцент на шугейзе, мат-роке и арт-роке, часто прибегая к разнообразным эффектам и дисторшну, длительным гитарным фрагментам и мелодическим басовым отрывкам.
- Long Distance Calling
Если продолжить рассматривать пост рок группы, список должен обязательно включать и Long Distance Calling. Данный коллектив сформировался в Германии и, взяв за основу пост-рок, добавил к нему прогрессивный металл, не пренебрег при этом и индастриал и эмбиенс. В соответствии с данным жанром, в их творчестве преобладала инструментальная музыка. Пусть в группе и нет своего вокалиста, их роль предположительно играли Питер Дольвинг из группы The Haunted и Йонас Ренксе из группы Katatonia. Музыка, создаваемая Long Distance Calling, отличается полетностью и атмосферностью, что, в общем-то, свойственно пост-року. В то же время здесь не обошлось без достаточно мощных риффов и ритм-секции. В качестве завершающего штриха гармонично смотрятся электронные вставки.