Что такое арт панк
Термином АРТ ПАНК обычно обозначают творчество музыкальных коллективов, развивавших идеи панка, разбавляя их элементами авангарда. В отличие от классических представителей панк-рока, наиболее яркими из которых, несомненно, являются Sex Pistols, они были связаны с миром искусства. Первыми группами, творчество которых критики отнесли к стилю «арт панк», стали рокеры из Нью-Йорка: Ramones, Патти Смит, New York Dolls и ряд других команд, игравших в середине 1970-х годов.
Направления арт-панка
Авангардный панк (или avant-punk) характеризуется сочетанием традиционного для панк-рока саунда с авангардом, нойзом, этническими и джазовыми мотивами. Таким, например, было творчество команды Wire, состоящей в основном из учащихся арт-колледжей, а также The Ex. Позднее это направление успешно развивали Dog Faced Hermans и другие исполнители.
Одним из направлений арт-панка считается «No Wave», что можно перевести с английского как «Никакая волна». Лидер группы Suicide Мартин Рэв, стоявший у истоков движения, называл его рок-музыкой, которая развилась в авангард.
В числе коллективов, игравших в стиле арт-панк, можно также назвать Goes Cube, Fugazi и другие команды. Однако это направление определяется не только характерным звуком. Некоторые команды, концертные выступления которых были особенно эффектными (с включением элементов визуального искусства), тоже причисляли к арт-панку. Такой, например, была группа Crass. В качестве другого примера можно привести акустический диск «Театр демона», записанный российскими рокерами из команды «Король и Шут».
Русский арт-панк от «КиШ»
В России наиболее видными представителями арт-панка считаются следующие группы:
- Гражданская оборона;
- Король и Шут (альбом «Театр демона»);
- Химера.
Альбом «Театр демона» стал десятым по счёту в творческой биографии «Короля и Шута», однако при его записи музыканты впервые обратились к стилю арт-панк. Диск был выпущен лейблом «Никитин» в октябре 2010 года. Как и в «Акустическом альбоме», вышедшем в 1999 году, электронные инструменты на записи полностью отсутствуют.
«Театр демона» стал последним диском «Короля и Шута», созданным при участии Андрея «Князя» Князева, который в 2011 году начал сольную карьеру. Ещё являясь действующим вокалистом группы, он определял стиль нового альбома как арт панк, отмечая, что данное направление является новым для музыкантов. Некоторые считают «Театр демона» своеобразной второй частью «Акустического альбома», но выполненной уже на более профессиональном уровне.
Как рассказывают сами музыканты, первоначально в их замысел входила только запись нескольких старых песен в акустическом варианте для последующего исполнения их в камерных залах, однако впоследствии было принято решение создать абсолютно новую программу, состоящую из композиций, написанных специально для неё.
По словам Михаила «Горшка» Горшенёва, второго вокалиста и одного из основателей группы, концепция нового звучания – это результат воображаемого путешествия в прошлое: современные панк-музыканты словно побывали в XVIII веке, исполнили свои песни на старинных инструментах, а потом, вернувшись в наши дни, реализовали свои наработки. Название диска ассоциируется с фантастическим романом «Театр одного демона», который в 1995 году создали американские писатели Р. Шекли и Р. Желязны. Впервые за всю историю группы обложку оформлял не «Князь», а целая группа дизайнеров, которую пригласили специально для реализации революционной концепции, предложенной Горшенёвым.
Сюжеты многих песен Князеву навеяли просмотренные кинофильмы. Например, композиция «Энди Кауфман» была написана после просмотра биографической ленты «Человек на Луне», «Бунтарь» обязан своим появлением картине «Пролетая над гнездом кукушки», а «Фокусник» — вышедшему в 2006 году фильму «Престиж». Сам автор отмечает, что не видит ничего предосудительного в изложении собственной трактовки известных фильмов или произведений. По его словам, главное – заинтересовать зрителя.
При написании песен для «Театра демона» кинематограф стал не единственным источником вдохновения для музыкантов группы. Например, композиция «Король вечного сна» навеяна детскими воспоминаниями «Горшка», «Защитники» — своеобразный выдуманный миф, а «Мадам Жоржет» — результат совместного творчества Князева и Горшенёва.