Джаз панк — становление нового стиля музыки
Процесс формирования панк-джаза начался в середине семидесятых годов прошлого столетия в США. Причем его появлению поспособствовала экспериментальная сцена клубов нижнего Ист-Сайда: ее участники собирались создать такой стиль джаза, чтобы он обрел свою былую простоту и энергию. Данное направление музыки вобрало в себя элементы из таких стилей, как авангардный джаз, фри-джаз, хардкор-панк, джаз-фьюжн, ноу-вейв, панк-рок, пост-панк.
Взяв за основу принципы минимализма, атональность, ритмические структуры фанка и диссонирующее пение, им удалось сформировать необычный стиль, в котором было мало музыки, выделявшийся крайне жестким ритмом, монотонным звучанием инструментов и вокалом, который представлялся раздражающе-немелодичным.
Уже в середине восьмидесятых годов движение прекратило свое существование, несмотря на то, что его представители никуда не исчезли, только сменив акцент в пользу микс-стиля, вобравшего в себя элементы джаза, рока, авангарда.
Развитие панк-джаза
- 1970-е годы
В период семидесятых Патти Смит предпринимала попытки, чтобы начать сотрудничество с Ornette Coleman и Television, однако они ни к чему не привели.
- 1980-х годов
С наступлением восьмидесятых годов в Германии начинает расти интерес к творчеству Джеймса Шанса. На фоне того, как православие начинает оказывать на общество все меньшее влияние, как и пост-панк, в Лондоне и Нью-Йорке джаз-панк вновь начинает выходить на первые позиции. В Лондоне данный коллектив начинает добавлять в свой репертуар элементы фри-джаза, не забывая при этом и о даб-регги. В американской столице вдохновителем для здешних групп выступил стиль No Wave как наиболее доступный. Помимо Джеймса Шанса в данном направлении начинают исполнять музыку такие коллективы, как Lydia Lunch’s Queen of Siam, Gray и the Contortions. Причем последний пытается одновременно использовать фри-джаз и панк. Не остаются в стороне и the Lounge Lizards: именно они раньше остальных стали называть композиции, с которые они выступали на концертах, панк-джаз.
Весомую роль в панк-джазе начинает играть Билл Ласвелл, и это, несмотря на то, что он уже внес большой вклад в развитие таких музыкальных жанров, как панк, даб и пр. Подобно коллективу, в которой он входил, этот исполнитель добавлял в свои песни фрагменты, созданные на основе фанк-джаз-панка. Также он был представлен и в другой группе, где делал акцент на агрессивной рок-музыке. Ласвелл не намерен останавливаться. У него возникает желание поучаствовать в Last Exit и Pain Killer. Поиском возможностей для использования стиля No Wave занимался и Джеймс Блад Улмер, в основе композиций которого присутствуют гитарные партии, исполняемые в стиле Coleman’s harmolodic.
По словам Bad Brains, первые шаги создания базы стиля hardcore сводились к экспериментам с жанром джаз-фьюжн. Постепенно фри-джаз начал прослеживаться в игре на гитаре, с которой выступал Greg Ginn of Black Flag. Высокого мнения о фри-джазе был и Генри Роллинз, что привело к появлению соответствующих альбомов.
В становлении австралийского панка весомую роль сыграл джаз-панк. Группа The Laughing Clowns главной своей целью ставила создать джаз без ограничений, который должен дарить эстетическое наслаждение и напоминать собой творчество Sun Ra, Фараон Сандерс и Джона Колтрейна. Фри-джаз стал одной из тех муз, которые способствовали творческой работе Ollie Olsen, а также Ornette Coleman.
В начале восьмидесятых годов прошлого века The Birthday Party пыталась в разных формах использовать множество джазовых элементов. О качестве их звучания даже была написана статья, опубликованная в Junkyard. В конечном итоге вышеназванные австралийские коллективы, проповедующие панк-рок, создали тот стиль, который может быть назван как «desert jazz».